18:10 Русские, возвращайтесь на Кавказ! | |
Главная причина миграции населения с Северного Кавказа в центральную Россию – этот горный регион беднеет. Он выбрасывает «лишнее», нетрудоустроенное население, становящееся источником нестабильности по всей РФ. Остановить этот процесс Россия может только взяв его под свой контроль, взяв на себя ответственность за дела Кавказа, а не отгораживаясь от его проблем «китайской стеной». В последнее время всё более популярной становится идея государственного размежевания Российской Федерации с частью республик Северного Кавказа (здесь называют, прежде всего, Чечню, Ингушетию и Дагестан). Помимо того, что реализация такого плана отдаст огромный регион на откуп геополитическим противникам России, она не решит ни одной российской проблемы, порождаемой пребыванием Северного Кавказа в составе РФ. Распад СССР убедительно показал, что государственная граница не является препятствием для массовой миграции, если последняя вызвана объективными социально-экономическими причинами. Если Москва уходит с Кавказа, значит, Кавказ придёт в Москву. Он уже пришёл… Несмотря на очевидность такой истины, «сецессионистские» настроения московской публики находят опору в отдельных заявлениях лидеров субъектов РФ в этом регионе. 4 февраля с.г. президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедов в интервью газете «Коммерсант» заявил: «Чтобы регионы Северного Кавказа вышли хотя бы на среднероссийский уровень обеспеченности основными фондами, [в них] надо вложить 4 трлн. руб». Поясним: 4 трлн. рублей – это 45% доходов, или 38% расходов государственного бюджета России на 2011 год, или два с лишним оборонных бюджета России на этот же год. В мае 2010 года на заседании Президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Президент России Д.А. Медведев отметил, что на одного жителя Северного Кавказа тратится в шесть раз больше средств из федерального бюджета, чем на одного жителя прочих регионов РФ. В 2010 году этих денег было выделено 31,2 тыс. рублей в пересчёте на каждого жителя северо-кавказских республик, больше всего в Чечне – 48,2 тыс. рублей в год на человека. На Северный Кавказ, где проживает 6,3% населения РФ, тратится 22% федеральных дотаций регионам. Естественно, что многим ситуация видится в таком ключе: пора прекратить развращающие дотации северо-кавказским республикам. Некоторые рассматривают требования северо-кавказских лидеров как шантаж с ножом у горла: дескать, не заплáтите нам эти деньги, у вас в Москве не прекратятся взрывы. Излишне повторять, что требования увеличить дотации на фоне известных событий провоцируют рост агрессивного национализма. Но давайте рассмотрим причины обеднения Кавказа. Кстати, туда в последние годы вложено немало средств, но это почти никак положительным образом не сказалось на развитии региона. Оно и понятно: дотации из федерального бюджета постигает известная участь, называемая на современном жаргоне «распилом средств». Обеднение Северного Кавказа – прямое следствие десятилетиями культивируемого этнонационализма титульных народов. Выезд русских и других «нетитульных» народов с Северного Кавказа начался ещё при советской власти. Уже с 1979 по 1989 гг. абсолютная численность русских на Северном Кавказе сократилась на 187 тыс. человек. В относительных величинах сокращение выразилось в таких цифрах: в Адыгее с 71 до 68 %, в Карачаево-Черкесии с 45 до 42%, в Кабардино-Балкарии с 35 до 32%, в Северной Осетии с 34 до 30%, в Чечено-Ингушетии с 30 до 23%, в Дагестане с 12 до 9%. Почти все годы советской власти проводилась печально известная «коренизация» государственного аппарата автономий, игнорировавшая не только принцип национального равноправия, но и научную истину, что коренных народов нигде на Земле не существует. Любой разговор о правах «коренного народа» является националистической спекуляцией. «Коренной народ», в этом качестве противопоставляемый «завоевателям» или «оккупантам», – это всегда просто-напросто предыдущий «оккупант» данной территории. После обретения «независимости РФ от СССР» процесс вытеснения «нетитульных» народов из республик Северного Кавказа интенсифицировался. В 2002 году доля русских в населении субъектов РФ в регионе составила: в Адыгее – 65%, в Карачаево-Черкесии – 34%, в Кабардино-Балкарии – 25%, в Северной Осетии – 23%, в Дагестане – 5%, в Чечне и Ингушетии – 4%! В целом же с 1989 по 2002 год она снизилась с 26 до 15%. При этом на долю миграционного оттока русских пришлось 86% сокращения их численности в регионе. В 2007 году бывший президент Чечни Аллу Алханов заявил в одном интервью, что сокращение численности русских в республиках Северного Кавказа привело к повышению там социальной напряжённости. Он сказал при этом, что защита прав русских на Кавказе должна стать пятым нацпроектом. Одной из основных мер по предотвращению оттока русских Алханов назвал прекращение практики фактического ограничения их прав в республиках Северного Кавказа и обеспечение их достойного представительства в органах местного управления. Спрашивается, почему именно местный уроженец проявил такую озабоченность правами русских в регионе?.. В числе уехавших с Кавказа русских и представителей других «нетитульных» российских народов было немало научно-технической интеллигенции, специалистов с высшим образованием в различных сферах деятельности. «Массовый выезд из республик Северного Кавказа русского населения, составлявшего костяк инженерно-технической элиты, стал одной из причин снижения темпов экономического роста в регионе… Отток русских привёл к снижению качества трудовых ресурсов. Это существенно ограничивает возможности модернизации экономики в национальных республиках, способствует консервации социально-экономического отставания от других регионов страны, снижает уровень здравоохранения и образования», – отмечал автор одной из статей, посвящённых проблеме, в «Российской газете» в 2008 году. Было бы неправдой сказать, что местные руководители не понимают причин сложившейся ситуации. В Ингушетии в 2004-2010 гг. официально осуществлялась программа «Возвращение и обустройство русскоязычного населения, ранее проживавшего в Республике». Аналогичные программы действуют в Дагестане. Но их результат пока незначителен. Не достигнуто главное – нет перелома в сфере межнациональных отношений, отсутствует то, что мы в советское время привыкли дежурно называть «дружбой народов», не задумываясь над тем, какая это подлинная ценность, не покупаемая ни за какие деньги. Потерять её легко, а восстанавливать приходится десятилетиями. Ну и очевидно также, что усилия отдельных республик Северного Кавказа по возвращению в них россиян «нетитульных» национальностей не могут возыметь должного успеха без соответствующей поддержки на федеральном уровне. На упомянутом заседании Президентского Совета Д.А. Медведев назвал «отток русских из республик Северного Кавказа… серьезнейшей проблемой, мешающей полноценному экономическому развитию». Он призвал НПО региона подключиться к решению задач возвращения русскоязычного населения в республики Северного Кавказа. Будущее Кавказа и всей России – в возвращении россиян на Кавказ. Эта цель может быть поставлена только федеральной властью. Тогда «замирение» Кавказа сможет стать реальностью. Никакие дотации, как их ни увеличивай, не смогут выполнить этой задачи, если они будут направляться, как и прежде, на «распил», а не на целевые программы развития региона. Совершенно ясно, что эти программы не могут быть выполнены без привлечения кадров со всей России, особенно её столиц. Упомянем тут только об одной из этих возможных программ. Известно, что молодёжь с Северного Кавказа стремится получить диплом о высшем образовании в вузе столицы России. Это понятно – такой диплом котируется. Известно также, какими способами такой диплом получают многие. То есть реальное качество образования страдает. Но почему не создать авторитетные высшие учебные заведения на Северном Кавказе, в которых было бы престижно учиться? Заполнить их, для большего авторитета, именно столичными научными кадрами? Местная молодёжь, находясь непосредственно перед оком своих семей, своего клана, своего народа, приобретёт больше стимула учиться, а не просто отбывать номер. Разумеется, и это должна быть федеральная целевая программа, предусматривающая привилегии для кадров, направляемых из остальной России в республики Северного Кавказа. Одной из её главных задач должно стать воспитание будущей местной элиты в духе приверженности ценностям единого Российского государства – то, что ныне отсутствует в высшем образовании не только в регионах, но и в столицах. Речь не идёт о возвращении на Кавказ именно тех россиян, кто был вытеснен оттуда за последние 30 лет. Тем более, что большинство их туда и не захочет вернуться. Возвращение россиян следует понимать в широком смысле – воссоздания на Северном Кавказе прежнего этнического баланса. Пусть это кому-то покажется повторением советского опыта, когда тысячи русских специалистов ехали «поднимать культурный уровень национальных окраин». Но ведь это единственный способ в длительной перспективе сохранить единство государства – выровнять показатели экономического развития его регионов, устранить региональные дисбалансы. Развитие Северного Кавказа позволит создать для местных уроженцев тысячи рабочих мест на родине вместо того, чтобы разбрасывать их в поисках работы по всей России. Непосредственным следствием станет уменьшение масштабов этнических миграций и снижение межнациональной напряжённости в стране. Деньги должны идти на развитие реального производства и создание рабочих мест на самом Северном Кавказе, а не на развращение региональных элит даровыми дотациями. И последнее. Нынешняя ситуация, как уже говорилось, поощряет своеобразное явление «московского сепаратизма», когда многим в столице кажется, что России лучше отстраниться от проблем Кавказа, чем решать их. Это очень напоминает время перед распадом СССР. Ведь никакая республика бывшего Союза, ни даже все они, вместе взятые, не смогли бы похоронить великую союзную державу, если бы этого не захотела… сама Российская Федерация. Сейчас, похоже, распад грозит повториться уже в масштабах РФ. Пойдёт ли нам впрок печальный урок 1989-1991 гг.? Специально для Столетия
Ярослав Бутаков | |
|